День в истории: под главной вершиной Альп открылся тоннель, в Германии появилась легендарная автомобильная фирма, а в Норвегии родился "Наполеон полярных стран"

Событие

В этот день, 16 июля 1965 года, при участии президентов Франции и Италии Шарля де Голля и Джузеппе Сарагата состоялось торжественное открытие автомобильного тоннеля под высочайшей горой Альп – Монбланом. Тоннель с момента ввода в эксплуатацию стал одним из важнейших путей в Альпах. По дороге из Франции в Турин экономится около 50 км, а в Милан — около 100 км. Ежедневно тоннель пропускает более 5000 транспортных средств. Пешеходы могут пересечь тоннель на автобусе. Тоннель платный.

Тоннель строился восемь лет. Его длина составила 11,6 километра, а ширина – 8,6 метра. Он расположен на высоте 1 километра 274 метров с французской стороны и 1 километра 381 метра с итальянской. Высота скалы над туннелем превышает два километра.

К 1999 году сооружение устарело и из-за несоответствия современным нормам безопасности 24 марта в тоннеле произошла катастрофа. В тоннеле загорелся грузовик, и остальные автомобили оказались заперты под землей. Пожар продолжался 53 часа, пока не сгорело все, что только могло сгореть. В результате погибли 39 человек, еще 10 смогли спастись. Система видеонаблюдения сразу же вышла из строя, поэтому к месту трагедии спасатели и пожарные смогли пробиться только к ночи.

В марте 2002 года тоннель вновь открыли. Сооружение полностью переоборудовали, повысив его безопасность. Тоннель оснастили многочисленными телекамерами и специальными нишами-убежищами, где можно спрятаться в случае чрезвычайного происшествия.

Фирма

Немецкий инженер Август Хорьх 16 июля 1909 года основал фирму, которая стала одним из флагманов автомобилестроения Германии – Audi. Изначально Хорьх трудился в фирме, носившей его фамилию, но после того как кредиторы отстранили его от дел, инженер основал новую компанию. Ее названием вновь стала фамилия Хорьха, но переведенная на латынь. Хорьх и Ауди переводятся как "слышать".

В 1921 году был выпущен первый автомобиль компании с левым рулем, а спустя 10 лет фирма совершила прорыв, выпустив первый в мире переднеприводный автомобиль DKW F1. Этому решению способствовал экономический кризис. Автомобиль подобной компоновки с небольшим двигателем был гораздо дешевле распространенных на тот момент заднеприводных машин с многолитровыми двигателями.

В то же время в предвоенные годы фирма прославилась и в автоспорте. В течение нескольких лет модели Auto Union "Серебряная cтрела" побеждали в множестве гонок и чемпионатах по всему миру. При этом было установлено большое количество мировых рекордов. Во время войны фирма выпускала лишь штабной автомобиль Horch 901.

После войны началось возрождение Audi. К 1964 году фирма окончательно вошла в состав концерна Volkswagen, частью которого является до сих пор. Сейчас марка Audi представляет концерн в премиум-сегменте и специализируется на люксовых и спортивных автомобилях. На счету спортивного подразделения фирмы множество побед в престижном автомарафоне "24 часа Ле Мана" и чемпионате мира по ралли.

Герой

В норвежском городе Борге 16 июля 1872 года родился Руальд Амундсен – путешественник, полярный исследователь, получивший прозвище "Наполеон полярных стран".

В детстве Амундсена описывали как "высокомерного мальчика", которого легко было разозлить. Одним из его товарищей по играм был будущий исследователь Антарктики Карстен Борхгревинк. С раннего возраста мальчика приучали к спорту, а на лыжи его поставили, едва он начал самостоятельно ходить. Не блистая знаниями в школе, он отличался упорством и настойчивостью в достижении своих целей.

Первый шаг в становлении Амундсена как исследователя произошел после смерти его матери в 1893 году, когда он бросил университет, где учился на медицинском факультете. Молодой человек устроился матросом на промысловое судно, где усердно изучал морское дело и навигацию. В 1896 году, после сдачи экзаменов, он стал штурманом дальнего плавания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем.

В 1903 году Амундсен отправился на судне "Йоа" в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о. Виктория. Затем проплыл на "Йоа" через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.

Однако главным делом жизни Руальда Амундсена стал поход к Южному полюсу Земли в 1911 году. В Антарктиду путешественник и его спутники добирались на корабле другого известного норвежского полярника Фритьофа Нансена – "Фраме". Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15-16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведён уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя "Фрамхейм". В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу.

Британская экспедиция под руководством Роберта Ф. Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его "конкурент" Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса только 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.

Погиб Руальд Амундсен 17 июня 1928 года в Баренцевом море во время поисков разбившегося дирижабля итальянца Умберто Нобиле, летевшего на Северный полюс.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции