Не про цифры

Я, конечно, не такой тонкий знаток проблем здравоохранения, как Василий Синичкин, или Леонид Писной, или Александр Ландо, или другие уважаемые депутаты областной думы, которые с видом Гиппократа указывают минздраву на его недостатки. Но и разделить мнение чиновников из министерства, призывающих журналистов не писать о проблемах в здравоохранении, дабы не травмировать психику населения, не могу. Население не поймет

Я, конечно, не такой тонкий знаток проблем здравоохранения, как Василий Синичкин, или Леонид Писной, или Александр Ландо, или другие уважаемые депутаты областной думы, которые с видом Гиппократа указывают минздраву на его недостатки. Но и разделить мнение чиновников из министерства, призывающих журналистов не писать о проблемах в здравоохранении, дабы не травмировать психику населения, не могу. Население не поймет.

Как известно, одно из основных направлений программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы - «совершенствование оказания медпомощи больным онкологическими заболеваниями». Стремление к совершенству, по данным минздрава, заключается не только в закупке нового медицинского оборудования и капремонте онкодиспансеров, но и во внедрении новых стандартов оказания помощи, в информатизации самой службы и пр. В результате планируется достичь снижения смертности населения от злокачественных новообразований, так называемой «одногодичной летальности», а также увеличение пятилетней выживаемости больных с момента установления диагноза.

Следует отметить, что по результатам прошлого года медикам удалось добиться положительной динамики, однако уровень заболеваемости по-прежнему остается высоким. Но, как заявила в минувшую пятницу на пресс-конференции замминистра здравоохранения Жанна Никулина, не стоит «бояться показателей, которые характеризуют повышение заболеваемости раком». «Здесь нужно смотреть в совокупности, - отметила она. - Повышается заболеваемость, но снижается общая смертность и повышается выявляемость заболеваний на ранней стадии».

Кроме того, важным фактором успешного лечения опухолей, по мнению медиков и чиновников, является оптимистический настрой пациента.«Если заболевание выявлено, нужно верить в лучшее, отдать себя врачу и помнить, что все мы в руках Создателя», - заявила Жанна Никулина. Более того, замминистра попросила журналистов не акцентировать в своих публикациях внимания на показателях официальной статистики. «Не надо писать про цифры, - заявила чиновница. - Нас с вами будут читать пациенты, они нам дороги каждый».

Что ж, оптимизм оптимизмом, а вот в том, как дорог минздраву каждый больной, можно было убедиться  4 февраля в онкодиспансере №2, который расположен в Смирновском ущелье. В прошлую субботу там состоялся день открытых дверей, приуроченный ко Всемирному дню борьбы против рака. «В этот день с 10.00 до 14.00 в областном онкологическом диспансере №2... любой житель области сможет получить консультацию опытных онкологов, при необходимости пройти ультразвуковое исследование, маммографию. Прием будут вести два врача-онколога, врач-маммолог, врач-гинеколог. Прием будет проводиться бесплатно, без предварительной записи (при себе иметь паспорт и страховой медицинский полис)», - говорилось в разосланном в СМИ приглашении.

День открытых дверей - благое начинание. Однако то ли его организаторы понадеялись на жуткий мороз, то ли забыли про высокие показатели заболеваемости раком в нашем регионе - так или иначе, но они явно не рассчитывали на большой поток пациентов. Среди тех, кто пришел в прошлую субботу в областной онкоцентр, оказалась и моя мама. Приехав в диспансер в двенадцатом часу дня, примерно полчаса она провела у окошка регистратуры, сотрудница которой явно никуда не торопилась, внося данные пациентов в компьютер. И еще три часа мама скоротала, стоя в длинной очереди к онкологу-гинекологу.

Надо отметить, что даже когда официальные часы работы уже закончились, специалисты продолжали вести прием. Однако стоило ли ждать? Ведь тем пациентам, которые оказались в конце очереди, удалось получить только консультацию. А вот в прохождении обещанного УЗИ им было отказано. Мол, доктора тоже люди, и хотят домой. В общем, мама вернулась домой уже ближе к вечеру - без уточненного диагноза, зато со стойким ощущением зря потраченного времени. Любопытно, что стыдно в итоге было почему-то не организаторам данной акции, не предусмотревшим такие «мелочи», как большее количество врачей или продление часов приема, а мне. Ведь это я, помня слова замминистра о «дороговизне» каждого пациента, настояла на том, чтобы мама туда поехала.

К слову, уже четыре года мама после операции наблюдается в Саратовском городском онкодиспансере. И каждый ее поход туда - это целая эпопея. Во-первых, сначала необходимо лично получить талон, поскольку запись по телефону в этом лечебном учреждении не практикуется. Зачастую время ожидания приема составляет более 10 дней, что является грубым нарушением стандарта оказания медпомощи. Например, в этом году 24 января талон ей дали на 6 февраля. Во-вторых, еще ни разу за четыре года маме - как и сотням других пациентов диспансера - не удавалось попасть к онкологу ровно в назначенное время. Под дверью кабинета врача приходится просидеть несколько часов, пропуская вперед «срочных» пациентов с больничными и т.д. А такое просиживание не прибавляет радости и веселья в жизни не только онкобольных, но даже здоровых людей...

Впрочем, впереди еще целый год дорогостоящей модернизации, за который многие проблемы - будь то электронная запись на прием к специалистам онкоцентров или укомплектованность кадрами в диспансерах - должны быть хотя бы частично решены. Ведь именно из таких «мелочей», а не из цифр официальной статистики и комментариев власть имущих, складывается отношение пациентов к местному здравоохранению.